Почему есть разница между цветом на мониторе и печатью

Самый частый вопрос, который задают нашим менеджерам клиенты, звучит так: почему на мониторе был один цвет, а напечатали совсем другой? Мы решили ответить на него сразу всем и заранее.

Прямой и отраженный цвет

Человеческий глаз по-разному воспринимает прямой и отраженный цвет. Это первая и основная причина цветового различия. Экраны мониторов, старых аналоговых телевизоров или суперсовременных жидкокристаллических, непосредственно излучают свет. Любая краска, наоборот, отражает. Она не является сама по себе источником света –  она просто отражает какую-то часть падающего на нее спектра, поглощая остальные. Для человеческого глаза прямой свет всегда ярче отраженного. От этого и различия.

Разное разрешение

Вторая причина: мы не способны разглядеть большое количество пикселей. Наши (и ваши) мониторы, имеют разрешение 72 – 96 пикселей (точек) на дюйм. Большую плотность точек глаз не может разобрать. Напечатанное изображение имеет гораздо более высокое разрешение: минимум 150, а максимум, при фотопечати, и 1200 точек на дюйм. Получается, что точка или пиксель на экране гораздо крупнее точки на бумаге. Естественно, одна и та же картинка на мониторе и на бумаге будет восприниматься по-разному.

Цветовые модели RGB и CMYK

Третья причина: разные способы отображения цветов на экранах и при печати. На экране монитора изображение формируется при помощи цифровой модели RGB.

Цвет на экране в этом случае составляется из трех основных спектральных цветов: red (насыщенный красный), green (насыщенный зеленый), blue (насыщенный синий). Собственно, аббревиатура цветовой модели составлена из первых букв английского названия цветов.

Три световых потока смешиваются в определенных пропорциях, и получаются остальные цвета. Сумма всех цветов дает белый, а черный, или отсутствие света — абсолютную тень. Особенность этой модели — мониторы могут показывать слишком яркие и насыщенные цвета.

При печати же используется совершенно другая технология, основанная на цифровой модели CMYK. Эта модель состоит из 4-х основных цветов: cyan (насыщенный голубой), magenta (насыщенный малиновый), yellow (умеренный желтый) и key color, или black (черный цвет). В процессе печати печатные машины дозированно ставят на материал точки из смешанных чернил. Чем плотнее печать, чем больше точек одного цвета на единицу площади оставляет машина, тем темнее и ближе к основному цвет. Меньше плотность — бледнее цвет.

Здесь тоже остальные цвета получаются за счет смешения основных. Но, в отличие от технологии RGB, здесь сумма всех цветов дает черный, а отсутствие всех цветов — цвет материала (в идеале белый, но мы с вами должны учитывать еще и цвет самого материала). Если нужно получить цвет, темнее основного (цвета чернил), его приходится смешивать с другими цветами.

Разные цветовые профили мониторов и печатных машин

Техника, которой мы пользуемся, тоже влияет на наше восприятие цвета. Каждый монитор, телевизор и другая цифровая техника, предназначенная для отображения каких-то картинок на экране, имеет свой собственный цифровой профиль.

Говоря простым языком — это алгоритм, который определяет, каким образом это устройство будет воспроизводить визуально-цифровую информацию о цвете, и как будет происходить смешение цветов. У каждого монитора, фотоаппарата, телевизора, смартфона имеются свои цветовые профили, определенные производителем. И они различаются. Возьмите, например, три разных монитора от разных производителей и откройте на них одно и то же изображение. Разница будет видна, что называется, невооруженным глазом.

Точно такие же профили имеет и печатное оборудование: бытовые принтеры и профессиональные печатные машины. Здесь профиль — своего рода инструкция, которая определяет алгоритм преобразования RGB-изображения в напечатанную CMYK-картинку. И они тоже все разные.

Как получить нужный цвет при печати?

Если у вас есть брендбук, в котором определены точные цвета, обязательно прихватите его с собой или перешлите дизайнеру в электронном виде. В нормальном брендбуке все цвета указаны с их цифровыми значениями в RGB и CMYK. Кроме того, в очень хорошем брендбуке обязательно сказано, какие профили оборудования нужно использовать для мониторов и для печатающих устройств. При печати оператор просто выставит в программе нужные значения и попадет точно в цвет.

Если же вам нужен «какой-то примерно вот такой», и вы точно не знаете, что это за цвет — заказывайте цветопробу. Вам распечатают все оттенки нужного цвета именно на том материале, на котором будет печататься тираж, вы выберете нужный, и оператор печати возьмет для печати тиража значения выбранного вами цвета. Вообще, цветопроба — это гарантия того, что вы получите именно то, что нужно. Поэтому даже если у вас есть брендбук  и все значения цветов известны, сделайте цветопробу. Так вы сохраните свое время, сбережете нервы дизайнеру и менеджеру и сэкономите кучу денег на перепечатывании неправильного тиража.

Введите данные:

Forgot your details?